Женщины-джазовые музыканты выступают против сексизма

08.08.2019

Ежегодно, начиная с 1986 года, Les Victoires du Jazz Awards выбирает лучших джазовых музыкантов Франции. В 2018 году все номинанты во всех категориях были мужчинами. Два десятилетия назад это не было бы замечено, но сегодня это выделяется и показывает, что в этом старом клубе для мужчин есть что-то устаревшее и устаревшее. Возможно, 20 лет назад женщины-джазовые музыканты не хотели поднимать шум. Но, не сегодня.

Женщины в джазе

66-летняя французская басистка Жоэль Леандр написала открытое письмо Les Victoires, где она раскритиковала награды и задала очевидный вопрос: «Как это возможно, что в 21-м веке, снова и снова, не назначена одна женщина? Джаз всегда был направлен на то, чтобы рисковать и возглавить эстетические и социальные революции. Он послужил основополагающим голосом против расовой и социальной дискриминации и важнейшим средством содействия демократии и межкультурному диалогу. Однако женщины в джазе - и в музыке в целом - традиционно отводились на очень специфические роли или, в некоторых случаях, вообще игнорировались. В прошлом они были бы естественно приняты как певцы или пианисты. Но игра на саксофоне, басе или - не дай бог - барабанах было явно запрещено и не подходило для них. Гендерное стереотипирование музыкальных инструментов в джазе было всегда. Исследование, проведенное Ables и Porter в 1978 году, показало, что респонденты воспринимали некоторые инструменты, такие как барабаны, тромбон и трубу, «мужскими». В то время как флейта и скрипка считались «женскими».

Женщины занимают лидирующие позиции в джазе

Сегодня женщины занимают лидирующие позиции в джазовом образовании, исследованиях и продвижении. Моника Херциг, председатель исследовательской группы Jazz Education Network (JENRing), или Рос Ригби, президент европейской сети джазовых промоутеров Europe Jazz Network, являются прекрасными примерами. И, честно говоря, даже Les Victoires в прошлом давали награды женщинам-артистам - Анне Пасео (ударные) и Ариэль Бессон (труба). Но попробуйте придумать фильм (кроме комедии «Мне нравится это»), где можно найти женщину, играющую на инструменте в джаз-бэнде. И это только видимая сторона все еще довольно мужского мира. Гендерная дискриминация не является исключительной для мира джаза. В классической музыке все не сильно отличается. Венская филармония не принимала женщин-музыкантов на постоянное членство до 1997 года. Арфистка Анна Лелькес, которая к тому времени выступала с оркестром в течение 26 лет, была первой, которая была принята в качестве официального члена. Но потребуется еще девять лет и страстная медиа-кампания для найма женщин.

Вдохновленные движением #MeToo, несколько джазовых музыкантов со всего мира основали «We Have Voice» против гендерной дискриминации в музыке. Интересно, что в первой статье в их манифесте говорится о «приверженности созданию культуры равенства в нашем профессиональном мире». Их веб-сайт также содержит определение сексуальных домогательств.

«Простую музыку играть трудней всего, а блюз - простая музыка».
Альберт Коллинс