Джаз Эллингтона - послание социальной справедливости

09.07.2019

В момент, когда идут давние горячие споры о том, как художники и деятели поп-культуры должны участвовать в общественной активности, жизнь и карьера легенды музыки Эдварда Кеннеди «Дюка» Эллингтона предлагает модель того, как сделать это правильно. Джаз Эллингтона - послание социальной справедливости.

Слияние искусства и социальной активности

Эллингтон родился 29 апреля 1899 года в Вашингтоне, округ Колумбия. Его дружная семья чернокожего среднего класса взращивала его расовую гордость и защищала его от многих трудностей сегрегации в столице страны. Вашингтон был домом для значительного черного среднего класса, несмотря на распространенный расизм. Это включало в себя расовые беспорядки Красного лета 1919 года, три месяца кровавого насилия в отношении чернокожих общин в городах от Сан-Франциско до Чикаго и Вашингтона, округ Колумбия. Развитие Эллингтона от талантливого пианиста до всемирно известного элегантного «Герцога» хорошо документировано. Тем не менее, слияние искусства и социальной активности также отметило его более чем 56-летнюю карьеру. Борьба джаза Эллингтона за социальную справедливость была личной. Такие фильмы, как отмеченная наградами «Зеленая книга», лишь намекают на издержки сегрегации для чернокожих артистов в 1950-х и 60-х годах. Эллингтон впервые обрел известность в хлопковом клубе Гарлема «только для белых» в 1920-х годах. Там единственное сочетание черного и белого произошло на самой клавиатуре пианино, поскольку черные исполнители вошли в черный ход и не могли взаимодействовать с белыми покупателями.

Расизм

Способность Эллингтона путешествовать и выступать через национальные границы выделяется. После успеха в ночных клубах Гарлема Эллингтон сочинял, записывал и снимался в шортах, таких как «Симфония в черном» 1935 года, как и он сам. Он путешествовал по миру со своим оркестром, впервые выступив в Великобритании в 1930-х годах. Позже Эллингтон продолжал выступать от имени Государственного департамента США в качестве «джазового посла» в 1960-х и 70-х годах. Аудитории в таких местах, как Индия, Сирия, Турция, Эфиопия и Замбия, была предоставлена возможность услышать и потанцевать под композиции Эллингтона. Тем не менее, даже международная популярность не гарантировала, что отели будут принимать полностью черный ансамбль Эллингтона во время тура по Великобритании в июне 1933 года. Участники изо всех сил пытались найти пансионаты в лондонском районе Блумсбери, когда основные отели отвергли их из-за своей расы. Когда Эллингтон отправился на юг, ему все равно пришлось нанять частный вагон, чтобы избежать переполненных, плохо обслуживаемых «цветных» мест для поездов или отелей и ресторанов, которые отказывались обслуживать чернокожих южан.

От духовности, развитой через испытания рабства до борьбы за гражданские права и современных ритмов свинговой музыки биг-бэнда, Эллингтон стремился рассказать историю о черной жизни, которая была и красива и сложна.

«Простую музыку играть трудней всего, а блюз - простая музыка».
Альберт Коллинс