Джаз на фортепиано — первые шаги

Джаз стоит воспринимать, как определённую форму искусства, в основе которого находится блюз, как смесь практически всех жанров музыки. Традиционно принято считать, что джазовым инструментом является труба, однако, некоторым новичкам лучше всего начать с импровизации на фортепиано.

Первые шаги

1. Первое, что нужно научиться делать — слушать. Это должно быть масштабное прослушивание любых джазовых записей, начиная от старой школы (К. Бейси, А. Тэйтум и т. д.) до современных пианистов. Прослушивание помогает понять их стиль игры, который потом можно применить к своим произведениям. Конечно ж, это работа, которая требует последовательности.

2. Желание освоить джаз на фортепиано предполагает, что человек уже знает как минимум элементарную теорию музыки. На фоне этого следует изучить все 12 основных гамм. Этот опыт будет крайне полезным в дальнейшем воспроизведении музыки, так как в теории си мажор-до мажор, фа диез мажор-соль бемоль мажор, до диез мажор-ре бемоль мажор обладают своими гаммами.

3. Музыку нужно не только уметь слушать, но и читать. Это поможет играть базовые пьесы в любом музыкальном стиле. Таким упражнением развивается музыкальный слух, когда музыкант может без страха оторваться от нот.

4. Также для освоения дела рекомендуется изучение мажорного, минорного и доминантного септаккорда, и полууменьшенного и уменьшенного аккорда в каждой тональности. Это поможет видеть символ аккорда, что вводит в состояние игры от души, а не от разума.

5. На первом месте стоит практика. Нужно быть готовым, что поначалу музыка будет звучать ужасно, но в дальнейшем, приобретённые навыки принесут свои плоды. Тем более, всегда можно вернуться к нотам.

6. Не стоит забывать об изучении инверсии аккордов и пентатоники.

7. Для получения импровизации можно изучить любую блюзовую гамму и смешать со своей любимой тональностью.

8. Со временем можно приступить к изучению хроматической и диатонической гармонии.

9. Очень полезно слушать музыку разных периодов, что позволит считывать гармоничные и мелодические идеи.

Практические советы

- Обучаться нужно только у лучших пианистов, чтобы понять их стремление к совершенству. В конце концов, главное в джазе, то настроиться на эмоции в музыке. Джаз один из немногих, который вызывает эмоции, которые дают музыке жизнь;

- Даже неправильным нотам свойственно хорошо звучать, когда речь идёт об импровизации. Если бы джазмены боялись экспериментировать, этот стиль не дожил бы до наших дней;

- Обучение игры джаза на фортепиано должно проходить за фортепиано. Важно приобретать опыт, а рукам развивать мышечную память;

- Постоянное прослушивание джазовой музыки вдохновляет на желание эту музыку создавать. А для этого нужно просто любить джаз;

- Обучение должно проходить в русле «превзойти самого себя», а не как способ стать лучше других;

- Нельзя обучиться джазу на фортепиано без музыкального понимания.

В данном разделе сайта:

«Простую музыку играть трудней всего, а блюз - простая музыка».
Альберт Коллинс