Первое поколение свободного джаза в Южной Африке

11.09.2019

Многорасовый современный джазовый ансамбль был сформирован в Кейптауне в начале 1960-х годов. Белый композитор и пианист Крис МакГрегор объединил свои силы с некоторыми из самых радикальных молодых чернокожих игроков на городской сцене. Альт-саксофонист Дуду Пуквана, тенор-саксофонист Никеле Мойяке, трубач Монгези Феза, басист Джонни Мбизо Диани и Мохоло-Мохоло, единственные в ансамбле Blue Note, кто все еще жив и работает. Это было первое поколение свободного джаза в Южной Африке.

Легендарные Blue Note

Ограничения апартеида и вызывающая, радостная свобода музыки группы означали, что концерты были скудны, а напряженность при работе в таком климате была неизбежной. «Blue Note покинули Южную Африку в 1964 году для участия в джазовом фестивале Антиб во Франции. Вскоре после этого Мойяке пришлось вернуться домой; остальные остались. Мохоло-Мохоло вернулся домой в 2005 году. Несмотря на международное признание, он нашел пространство для своих авантюрных концепций в Южной Африке столь же скудным, как и прежде. Между тем записи и достижения Blue Notes оставались малоизвестными в Южной Африке, в то время как они легендарны в европейском джазовом сообществе. В Европе Blue Note поразили джазовые сцены. Фотограф Валери Вилмер сказал, что они буквально перевернул лондонскую джазовую сцену, помогая создать захватывающий климат, в котором другие молодые игроки могли развить свои собственные идеи о музыкальной свободе. Пианист Кит Типпетт был одним из них. Он вспоминает выступления в клубе 100 Ронни Скотта в Лондоне: «Мы играли со всеми, но «Blue Note» - иногда больше, чем другие британские музыканты - поддерживали нас и вдохновляли в игре, им была присущая свобода и гибкость в сочетании с впечатляющей техникой и мощной мускулатурой, которую я никогда раньше не слышал вживую».

Новое поколение

К середине 1990-х годов после освобождения молодое поколение южноафриканских джазовых музыкантов путешествовало и слышало о Blue Note от зарубежных музыкантов. Саксофонист Зим Нгкавана (умер в 2011 году) назвал свою собственную импровизацию «южноафриканским свободным джазом второго поколения» в знак признания первого поколения, о котором он узнал от Мохоло-Мохоло во время поездки в Норвегию в 1996 году. Альбом Уайетта - не единственный проект в процессе разработки, произошедший от первого поколения свободного джаза в Южной Африке. Пианист Махатини недавно говорил о растущем интересе к музыке Blue Note. А сам Мохоло-Мохоло наконец-то нашел подходящих сотрудников для записи в Южной Африке: в конце октября он будет руководить выпуском альбома «Born to Be Black» с Африканским ансамблем свободы, сформированным трубачом нового поколения Мандлой.

«Простую музыку играть трудней всего, а блюз - простая музыка».
Альберт Коллинс