Мейнстрим в джазе

Мейнстрим затрагивает не только музыку. Это понятие фигурирует в науке, искусстве, политике и т. д. Дословно слово «мейнстрим» с англ. языка переводится, как «поток» или «главное течение». Если же говорить об этом понятии в музыке, в частности джаз и блюз, то мейнстрим означает период свинга, во время которого некоторые исполнители ушли от привычных джазовых штампов, продолжая традиции коренных негритянских блюзовых исполнителей, украшая произведения щедрыми импровизациями.

Просто и выразительно

Говорить о мейнстриме можно, как и об особой музыке, которая зародилась в послевоенный период. В это время было важно сохранить верность традициям, в которые с чувством меры начали вплетать более выразительные моменты, которые всё чаще проявлялись в современном джазе.

Мейнстрим стал распознаваться за счёт свой просторы, но одновременно с ней в глаза бросалась выразительная линия мелодии, переплетённая с ярким драйвом и гармонией в лучших традициях блюза. Именно это помогло выжить данному направлению в то время, когда большая часть крупных оркестров стала вытесняться небольшими джазовыми ансамблями. Придаваться мейнстриму любили как знаменитые свинговые солисты, так и руководители больших коллективов. Самыми известными любителями этого направления, которое обычно звучало в каком-нибудь небольшом нью-йоркском клубе, были: Гудмен, Тигарден, Джейс, Хокинс, Клэйтон, Уэбстер и многие другие.

«Консервативная» фантазия

Практически каждый «консерватор» джаза, будь то солист или дирижёр, придерживался традиционного исполнения свинга, тем самым выражая протест против наступления новых, набирающих популярность жанров джаза (к примеру, бибопа). Но даже при всей традиционности и консервативности, таким исполнителям были не чужды проявления безудержной фантазии, в результате которой в свет выходила очередная импровизация.

Развитие идеи мейнстрима

До сегодняшнего дня дошло такое понятие, как «современный мейнстрим», который также именуют постбибопом. Это определение охватывает много стилей блюзовой музыки, которая ушла далеко за пределы известных исторических стилей исполнения джаза. Идею мейнстрима поддержали такие звёзды, как Н. Гранц и Д. Уэйн, за плечами которого организация нашумевшего джазового фестиваля, проходившего в 50-е гг. (Ньюпорт, Род-Айленд).

Сегодня под мейнстримом подразумевают классический джаз, в основе которого находится проверенная схема: игра коллектива — сольная импровизация (реприз темы) — выразительные средства 30-х гг. При этом приёмы более поздних стилей проходили тщательный отбор. Исходя из этого, в рамки подобного направления можно отнести и антрепризы Гранца. Но если рассматривать мейнстрим более широко, то в него можно вместить весь джаз, вплоть до 60-х гг.

«Простую музыку играть трудней всего, а блюз - простая музыка».
Альберт Коллинс