История европейского джаза

09.01.2019

Первая всеобъемлющая история европейского джаза увидела свет. Хотя джаз праздновал свое столетие в 1917 году, эта книга снова и снова демонстрирует более длительный исторический взгляд, согласно которому обратная миграция людей между континентами и через национальные границы на протяжении многих веков, а также культурные обмены и ассимиляции на этом пути продолжают насыщать сложную мозаику, которая является джазом.

Уникальная книга

Конечно, были прекрасные джазовые истории отдельных стран, и широкие - и в целом менее удовлетворительные - исторические обзоры европейского блюза не редкость, но по своим масштабам, деталям и академической строгости данная история просто беспрецедентна по своим амбициям. Что отличает его от большинства общеевропейских джазовых историй, так это тот факт, что джазовые истории сорока с лишним стран, рассмотренных в настоящем документе, были написаны экспертами, родившимися в их соответствующих странах, обеспечивая подлинность и понимание, которых не было бы ни у одного автора. Авторы - без исключения выдающиеся джазовые журналисты, авторы, промоутеры, ученые и кураторы. Каждая глава заканчивается библиографией и приблизительным руководством по прослушиванию, которые служат отправной точкой для дальнейшего изучения. Шесть тематических глав посвящены ранним афроамериканским артистам в Европе, Джанго Рейнхардту и джазовому манушу, влиянию еврейской музыки, авангардному и межатлантическому диалогу, джазу в фильмах и, наконец, джазовым фестивалям.

Покорение Европы американскими музыкантами

С учетом того, что недавно был отмечен столетний юбилей джаза, может показаться странным и то, что большая часть историй глав заканчивается в конце двадцатого века, что является подтверждением того, что для того, чтобы справиться с постоянно меняющимся ландшафтом джаза в первых двух десятилетиях двадцатого первого века. То, что почти наверняка, так это то, что в любой подобной истории, написанной, скажем, через два или три десятилетия, женщины- музыканты будут играть более убедительную роль, чем их периферийные аналоги в этой книге. В книге часто упоминается расизм, который приветствовал ранних афроамериканских артистов по всей Европе. В других местах более злобные расовые оскорбления сравнивали ранние явления джаза с язычеством, музыкой дикарей, и так далее. Тем не менее, аудитория и музыканты повсюду были в восторге от американского джаза, настолько, что только в 1960-х годах и в свободной импровизации начали проявляться отчетливо европейские реакции на блюз. Если борьба за музыкальную идентичность является важным сюжетом этой книги, то поразительно, как мало европейских джазовых музыкантов смотрели на свои национальные музыкальные формы в качестве альтернативных источников вдохновения. К концу столетия эксперименты в джазе станут почти нормой, а границы между жанрами станут все более размытыми. Великие политические потрясения, охватившие мир в двадцатом веке, так или иначе, повлияли на джаз.

«Простую музыку играть трудней всего, а блюз - простая музыка».
Альберт Коллинс